«Чтобы ты жил в эпоху перемен» — гласит древнекитайская пословица.

Проблема

Эпоха перемен связана с постоянным изменением общества, с изменением государства, а средством подобных изменений — является изменение права. Если государству нужны изменения, то изменяют правила поведения в нем, через изменение права. Следствием изменения права — является изменение общества.
К сожалению, по мнению большинства депутатов, показателем качества их работы является наибольшее количество принятых законов и поправок. Но чем больше принимается поправок и нововведений, тем больше количества допускаемых ошибок и негативных последствий связанных с ними.

Обоснование проблемы

Изменения могут быть разными, как и наше отношение к ним, если в процессе изменения были допущены ошибки, то изменение впоследствии будет считаться негативным, если же ошибок не допускается, то впоследствии эти изменения признают положительными для общества.
Изменение установленной нормы права можно сравнить со сменой пары обуви. Если обувь подобрана по размеру, она удобна и сделана качественно, то неудобство вызванное привыканием к новой обуви будет кратковременным. Хорошую и удобную обувь можно носить годами и с сожалением с ней расставаться.
А если в процессе подбора обуви допущена ошибка, например, обувь выбрали на один размер меньше? Не трудно догадаться, что следствием ошибки будет то, что новая обувь начнет натирать, мешать ходьбе. Если ее приходиться одевать редко, то и негативные эмоции будут посещать не часто. А если каждый день? Больные ноги, плохое настроение, разлады в жизни и т.п. Казалось бы, всего лишь одна пара обуви, но сколько из-за нее проблем.
Также происходит и с изменением норм права. После принятия новой нормы или изменения действующей проходит первоначальный период адаптации общества к ее применению. Если норма принята своевременно, без ошибок, то негативных эмоций она не вызовет, а появившиеся быстро исчезнут. Если же были допущены какие-то ошибки, то период до ее изменения или отмены будет иметь негативную окраску. А кто будет виноват в этом негативе? Как не трудно догадаться — законодательная власть.
Негативными последствиями постоянного изменения права является невозможность стабильного развития общества, принятие долгосрочных проектов, высокие инвестиционные риски, отсутствие «уверенности в завтрашнем дне».
Например, за 2017 год было внесено изменений, путем принятия федеральных законов, в действующие федеральные законы:
  • Гражданский кодекс РФ. Части 1,2,3,4  — 11 изменений;
  • Жилищный кодекс РФ — 10 изменений;
  • Уголовный кодекс РФ — 16 изменений;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) — 42 изменения.

Решение проблемы

Следствием всего вышесказанного является простой вывод — необходимо ограничить законодательную власть в возможности изменения существующих законов. Однако, это ограничение должно быть таким, чтобы его законодательная власть могла бы в необходимых случаях и преодолеть, т.к. в редких случаях необходимо оперативное вмешательство для исправления возникшего негатива в обществе.
Решением видится введение ограничения по времени для изменения принятых норм права, т.е. в федеральные законы изменения не могут вноситься чаще, чем один раз в три года. Т.к. срок созыва Государственной думы РФ составляет пять лет, то депутаты каждого созыва будут обладать достаточным временем для разработки и обсуждения необходимых изменений, а после их изменения общество будет уверено в неизменности принятого в течение установленного времени.
Принятое изменение позволит принимать более качественные изменения, проводить дополнительную предварительную работу, прогнозировать возможные последствия. Однако, указанное ограничение может быть преодолено голосованием не менее чем 2/3 от общего количества депутатов.

Предлагаемая редакция

Принятые правила настоящего ресурса направлены на корректировку существующих нормативных актов. Соответственно, для принятия подобной корректировки необходимо либо определить перечень необходимых изменений в нормативные акты различного уровня, либо изменения основной нормы.
В данном случае, т.к. ограничение законодательной власти возможно только на основании Конституции РФ обоснованным представляется следующий способ решения проблемы:
Изменений части 2 статьи 104 Конституции РФ и изложение ее в следующей редакции:
«2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты, изменяющие действующие федеральные законы, могут вноситься не чаще чем один раз в три года. Законопроект вносится ранее установленного срока, если внесение законопроекта одобрено не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.»

ОБСУЖДЕНИЕ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.